Важность знания английского языка сегодня сложно переоценить. Многие компании организуют занятия для сотрудников и эти уроки становятся частью корпоративной культуры, объединяют коллектив. Впрочем, и к этому сегменту рынка добрался карантин, изменив не только формат проведения обучения, но и спрос на языковые школы для бизнеса.
О том, как меняется запрос на изучение английского в украинских компаниях мы расспросили сеть школ по корпоративному изучению английского языка Yappi Corporate, которая участвует в выставке iForum. Её директор Виталий Васильев убежден, что офлайн-формат останется с нами и после карантина, но подход к изучению языка всё же изменится.
Как адаптировали офлайн-составляющую обучения
Осознание того, что накроет целиком и полностью, пришло уже в десятых числах марта. Тогда же мы провели собрание с методическим отделом, на котором обсудили перспективы и сложности полного перехода в онлайн. Долгое время групповые удаленные занятия вызывали у заказчиков скепсис из-за неуверенности в качестве связи, эффективности, работе с материалами и пр. Мы знали, что отличий по качеству урока практически не будет – это только дело привычки. Кроме того, наше стандартное офлайн-занятие и так на 50% состояло из работы с онлайн-ресурсами: авторское приложение, онлайн-книги, лексические карты, групповые игры. Карантин добавил аргументов в нашу пользу.
На удивление, многие клиенты отреагировали позитивно на предложение продолжать занятия в онлайне. Мы понимали, что в этой турбулентности не всем заказчикам было до английского, поэтому многих студентов мы прозванивали самостоятельно. Через 72 часа все группы уже занимались в аудиториях онлайн.
Хотя важно добавить, что нам было проще перейти в онлайн, чем большей части рынка. Вся наша сеть школ последние 5 лет билась за диджитализацию процессов. Green Forest, Yappi Corporate, Green Country и Project 12 создали собственные CRM-системы, личные кабинеты студентов, авторские приложения, интерактивный учебник и оттачивали гибридный формат уроков.
В процессе перехода мы смогли сохранить 70% наших стратегических заказов. 30% приняли решение взять паузу на период карантина или остановиться на неопределенный срок. Из-за карантина, отмененных лагерей, урезания бюджетов на обучение сотрудников в компаниях и закрытия офисов, мы потеряли около 6 000 000 грн по сети школ.
О нововведениях в программе
Мы работаем в B2B-сегменте. Для многих наш продукт – корпоративное обучение английскому – стал инструментом для объединения удаленных команд из разных локаций и городов. Мы создаем возможность для людей собраться в неформальной атмосфере с пользой и вновь ощутить командный дух. Ощутить, что мы вместе.
Когда мы учим иностранный язык, мы стараемся получить как можно больше практики и актуального контента для обучения. Поэтому у наших студентов всегда был набор бесплатных сервисов от школы: подкасты с носителями языка, вебинары, онлайн-отработка занятий, спикинг клубы и пр.
А со стопроцентным переходом в онлайн мы адаптировали привычные в офлайне практики и инструменты и перенесли их в виртуальную аудиторию для наших студентов:
- добавили эффект «живой» доски для интерактивной коллаборации студентов в парах и командах;
- делим людей на команды в виртуальных комнатах для парных и групповых работ;
- подключаем онлайн-сервисы геймификации, дебатов, дискуссий, сторителлинга;
- создаем polls и разные виды опросников: студенты могут видеть на общем экране и обсуждать результаты голосования и разделение на мнения;
- используем флеш-карточки и тренажёры для отработки слов онлайн.
О новом спросе на изучение языка
Ожидаемо, повысился интерес к бесплатным сервисам. Мы вдвое увеличили количество бонусных занятий с преподавателями и нейтив спикерами по выходным для наших студентов.
На своих страницах в разных соцсетях мы провели образовательно-развлекательные марафоны и продолжаем регулярно публиковать текстовый и видеоконтент, ориентируясь на реакции подписчиков и их вопросы.
Посещаемость блога Yappi Corporate выросла на 50% по сравнению с докарантинными временами. Люди, которые раньше не обучались дистанционно, ищут информацию о том, как именно проходят онлайн-уроки. Поэтому в новых статьях мы рассказываем о структуре, интенсивности, видах упражнений на таких занятиях и их пользе. Читают их по сегодняшним меркам долго – до 10 минут. При этом активность в блоге Yappi, где материалы заточены под разные профессиональные направления, неоднородна: есть и всплеск, и спад посещаемости в зависимости от специализации той или иной статьи.
Как изменилась аудитория за время карантина
Заказчик стал более требовательным. Количество проводимых занятий снизилось. Плюс, увеличилась рабочая нагрузка многих студентов, что иногда сказывается на посещаемости.
Когда я проходил свой первый кризис 2009 года, то наш давний клиент, один крупный банк, предложил цену, по которой он был согласен продлить контракт. Я говорю: «Вы понимаете, эта цена на 30% ниже, чем средняя ставка преподавателя по рынку? Никто не согласится за эти деньги работать». Мне отвечают: «Ваши преподаватели должны быть рады, если у них вообще останется работа». Тогда я понял, что дело серьёзно. Но мы выжили в то время, когда за два месяца закрылись около 150 школ английского.
В этот раз у нас все немного иначе, но урон более чем ощутимый. На время карантина мы потеряли около 40% оборота. Кому-то из заказчиков урезали бюджет, кто-то взял паузу, кто-то соединил несколько групп вместе, кто-то так и не смог заставить руководство поверить в онлайн, кто-то был ликвидирован как бизнес.
Мы искренне благодарны каждому нашему заказчику и каждому нашему студенту, которые в это непростое время продолжают учиться. Это достойно особого уважения. Малый бизнес создает рабочие места тысячам людей. Поддерживайте его. Посыпемся мы – посыпятся все, как домино.
С огромным понимаем к нам отнеслись арендодатели. Мы встретились онлайн, договорились о скидке на месяц и о дате следующей встречи. За день до назначенной встречи хозяйка помещения написала, что они согласны обнулить аренду на следующий месяц без необходимости встречаться. Мы были в шоке. Позвонили и сказали, что на полное обнуление пока не согласны, но посмотрим на цифры и определим, сколько сможем оплатить. Вот недавно оплатили то, что могли. Они тоже были удивлены.
Прогноз развития отрасли
Я не верю в смерть офлайна. Если вы почитаете заголовки кризиса 2009 года, то увидите, как все издания наперебой кричали: «Мир никогда не станет прежним! Финансовая система не восстановится! Потребитель изменится навсегда!», – и прочий бред.
Офлайн будет жить, просто его станет несколько меньше и он будет другим. Например, перерастёт в гибридный формат, когда часть занятий проходит онлайн, часть офлайн, но материалы всегда у вас в приложении. Он подходит как для групповых уроков, так и для самостоятельной работы. Всё это сопровождается интерактивным учебником, видеозаданиями и возможностью отработки пропущенного материала в любое удобное время. Все ресурсы нашей компании сейчас направлены в R&D. Думаю, скоро мы представим для всех что-то очень новое.
Скорость и адаптивность очень важны. Но ваша репутация и то, как вы вели себя в кризис, ещё важнее. Упадёт один – упадет кто-то рядом с ним. Выстоит один – выстоит и тот, кто рядом.